Ограниченный контингент

(Об особой категории деятелей, делающих только словесно)

25 апреля 2019 г. 19:19

Есть публичные люди, не политики, которые проявляют повышенную общественную активность. Это завсегдатаи политических мероприятий и форумов, участники различных тематических слётов и конференций. Большей частью они активны по долгу службы или своих профессиональных обязанностей, т.е. вынужденно или по корысти (карьерно-денежному интересу). Среди них есть активисты, вся жизнь которых проходит в таком слётном времяпрепровождении. Прежде всего это журналисты и политологи, т.е. профессиональные сборщики, обработчики и комментаторы информации, работающие, так скажем, на передовой словесных фронтов и баталий.

Но существует особая категория таких деятелей, которые активничают не на профессиональной, а самодеятельной основе и только виртуально. Это многочисленные блогеры, публикаторы и комментаторы разных интернет-ресурсов, которые постоянно участвуют в различных ограниченных, локальных и местных, разговорах и войнушках как добровольческие формирования или агенты, выражающие чаяния и защищающие интересы общества по любому сиюминутному и мелкому случаю. Можно сказать, что это ограниченный контингент общественности в публичной сфере слова, призванный по своим интересам в подразделения, взводы тех или иных массовых ресурсов. Благодаря интернету бросается в глаза, что таких добровзводовцев довольно много, а их общественная деловитость имеет весьма своеобразный характер.  

В данном случае я вовсе не имею в виду простых забавников, чистых анонимных демагогов, которые, скрываясь под ником, просто развлекаются в интернет-эфире, умничая, остря, вступая в перепалки, ругаясь не на жизнь, а на смерть по любому поводу и на любом пустом месте. С такими Ноздрёвыми лично я вообще стараюсь не иметь дел и предпочитаю не то что не скрещивать шашки, но и вовсе не контактировать. К сожалению, иногда это случается по недоразумению, пока такой говорун не проявится в своих речах.

Сейчас я хотел обратить внимание на более деловых добровольцев слова, у которых есть какие-то собственные мысли, авторские публикации и, самое главное, – социально-объединительные идеи, а значит, кажется, и поступки. Во всяком случае они обязательно выдают в эфир и защищают некоторые собирающие посты не только в плане тезисов, прокламаций, призывов (начиная с «ребята, давайте жить дружно»), но и в плане организационных действий, с намерением собраться и сделать что-то позитивное для пользы родины.

Проиллюстрирую кое-что. При этом не собираюсь строить никакую систематику, ни даже статистику, всего лишь сообщу для примера о тех активистах, кто либо обратился ко мне сам, по собственной инициативе, либо я откликнулся в ответ на их агитацию и призыв к какому-то общему делу, которое, по мнению моих корреспондентов, назрело. В принципе, я могу назвать всех этих активистов поименно. Но в этом нет никакого смысла. Потому что статус их рядовой, имя неизвестно, хоть подвиг и бессмертен.

На волны моей памяти из волнового эфира интернета не раз заносило активистов, которые планировали создать целую гражданскую организацию (был даже «союз блогеров»). Порой предлагалась частично проработанная документация, планы. Я всегда более или менее добросовестно вникал в предложения, не исключая и примкнуть, если что. Однако очень быстро выяснялось в той или иной форме, что инициаторы делают какую-то околополитическую имитацию организации, как минимум, для повышения своего личного статуса. Именно по этой причине и по документам, даже если подноготная не выяснялась точно, было очевидно, что общей цели в принципе не ставится. По сути, в таких случаях возились какие-то доморощенные политтехнологи со своими корыстными целями, которые они лишь облекали в общественно-притягательную, как им казалось, форму.

Иногда встречались «заговорщики», планировавшие создать сообщество, даже типа рыцарского ордена, чтобы как-то самостоятельно преобразовать жизнь (воспитанием молодежи рамками подлинных норм и своего примера). И начинать предполагалось с выработки мировоззрения начальной группой этого ордена. В более нейтральной форме речь могла идти о контактной сети единомышленников, помогающих друг другу во всем, на той или иной возмездной основе. При ближайшей проверке планов таких заговорщиков, выяснялось, что планы и разработки не имеют сколь-нибудь продуманного и серьезного характера, чтобы их можно было приспособить хоть под какие-то общие цели. Или даже нет никаких определенных планов, нечего обсуждать, а бродит в мозгах какой-то непонятный призрак объединяющей мысли, руки чешутся. Вот и чешут их, по опыту Черномырдина, в другом, неприличном месте. Я имею в виду: чешут руками свои языки, заговаривая других на подвиг. Таким образом, эти заговорщики – вовсе не политические или гражданские деятели из какого-то союза меча и орала, не запрещенные  в РФ террористы, боже упаси, а простые ведуны-вещуны, шаманы, колдовской заговор превратившие в инструмент чудесного делания (заговор от болезни, заговор на урожай, заговор на успех в делах, на здоровье деток).

В самой простой и честной форме такое говорение выявляет подлинное боление или душевное брожение доброй неиспорченной натуры. И самый простой вариант тут – это призыв к братскому отношению всех ко всем. Может быть, даже в форме манифеста. Я с радостью примыкаю к манифестирующим братство. Я тоже за всё хорошее против всего плохого. Но хочется, чтобы за призывом было еще и какое-то дело, делающее наше братское отношение друг к другу неизбежным. Не просто тык пальцем в небо, но хотя бы какое-то предложение, хотя бы грамотное словесное дело. К сожалению, чаще всего душевные интуитивисты грамотно не могут написать даже своего манифеста. А простая попытка по братскому побуждению хотя бы исправить ошибки правописания в документе, выставляемом на всеобщее обозрение, тут же вызывает всплеск самой крайней нетерпимости со стороны манифестанта. Какое же тут может быть братское отношение? И какова цена исходной декларации?

Язык наш – враг наш. Особенно когда мы вещаем без толка и смысла, ради красного словца.

Таким образом, самодеятельные активисты, добровзводовцы словесной войны, выделяются тем, что их идеи, запросы, действия заведомо ограничены каким-то базовым недостатком, условностью, прихотью. Ограниченный подход к сути дела пресекает возможность общего дела на подступах, до обсуждения, до налаживания контактной сети и уж тем более – до братского согласованного взаимодействия. До дела не доходит, духовный пар уходит в словесный пук.

 

Это не значит, что братской сети вообще никогда не может возникнуть. Просто большинство еще не созрело к братскому отношению, не преодолело своей собственной, прежде всего душевной ограниченности. Душа каждого сейчас – это ограниченное пространство: ограниченное ленью, предрассудками, корыстью, необразованностью.

Братское отношение возникает не благодаря рыцарским обетам, кодексам чести, офертам расчётов, а тогда, когда все потенциальные участники сами собой и одновременно осозна`ют и примут на себя основную гражданскую ответственность: ответность как залог и начало любого сближения, готовность к братскому отношению, и повтор запроса (вникание в чужие слова, обсуждение и словесную поддержку чужого предложения) как начало совместного братского действия.

Т.е. не раньше того момента, когда все вдруг начнут понимать, что они обязаны (сами для себя обязаны!) отвечать на каждое обращение к ним по его сути и должны отвечать за каждое своё слово и не имеют права молчать, умалчивать о том, что их задевает – лично задевает словесно и задевает их общие интересы. Зато нужно молчать о своих личных интересах и обидах и о том, о чём и так говорят все, вещают из каждого утюга по рекламе, по моде, по рейтингу.

Если каждый будет применять две этих установки (ответность, внешняя и по сути), то братство будет возникать неформально и само собой – как раз по сетевому принципу. Нужно лишь усвоить эти установки.

А для этого нужно снять внутреннее ограничение, блок, который каждый питает в себе сам (хотя это навязано, конечно, воспитанием и образованием). К сожалению, научить этому, научить преодолевать собственную ограниченность нельзя ни детей, ни взрослых. Это самопреодоление возможно лишь на основе той жажды, которая есть в глубине каждой натуры как самокритичность и честность, и в связи с каким-то внешним толчком, открывающим глаза, как бы рождающим душу заново. Напоминаю, что с древности как раз для подобного самопреображения существуют такие понятия как второе рождение, дваждырожденный. Майевтика, родовспоможение, помощь при родах мысли, это было сформулировано Сократом как основная специальность мудреца (вещуна-философа, по-тогдашнему, по-гречески – именно демагога, словесного ведуна). Только получив второе рождение, нынешний демагог, словесный деятель, вещающий ради красного словца и боящийся превращения своих слов в дело, может перейти на новый уровень, чтобы не только говорить попусту, но и делать дело даже словами.

 

Остается ещё сообщить, почему я заговорил об этих примечательных деятелях. Потому что по виду я сам такой же боец ограниченного контингента. Я тоже сейчас словесный деятель, по виду, тоже действующий лишь словесно. Как раз для того, чтоб показать, что есть слово, а есть слово-дело, я вынужден хотя бы сформулировать, чем я отличаюсь от неделовых говорунов.

Они действуют заговорщически, а я гласно, т.е. прямо сообщая о своих намерениях и планах, честно сообщая свои оценки и мысли, не пытаясь никому понравиться и привлечь к себе сторонников обманом.

Они апеллируют к политическим методам и манипулированию. Я к гражданским переговорам и взаимовыгодному договору. 

Они не могут разговаривать предметно и уходят от разговора, едва замечают его серьезность. Я ожидаю открытости, полноты высказывания и добиваюсь разговора по существу.

Они не интересуются чужими идеями даже по теме своих предложений. Я требую максимального выражения каждым его общих идей.

Они не несут ответственности за свои слова. Именно поэтому за их словами не следует общего дела. Я не только говорю, но уже давно, решив все свои личные проблемы, делаю только общие дела (и проверить это легко, стоит лишь начать изучать факты).

Этой детализацией я просто сообщаю, контакт с какими людьми мне интересен, важен и нужен, чтобы облегчить им поиск.

Попутно каждый, кто случайно прочтет эту реплику, сможет протестировать сам себя, какого типа интернет-деятелем он является: демагогом, увлекающимся говоруном, наивняком или все-таки ответственным автором своих слов и поступков. Хозяином себя, своего дома и своей стороны и страны.